Ремонт турбин дизельных и бензиновых двигателей: о чем следует помнить автовладельцу

Ремонт турбин дизельных и бензиновых двигателей: о чем следует помнить автовладельцу

Множество автовладельцев ценят скорость своих авто с турбированными двигателями. За счет турбокомпрессора мощность может возрасти на 30-40%. Однако, не стоит забывать, что турбина, как и любой другой механизм, со временем изнашивается и требует ремонта. В случае отсутствия мер по устранению неисправностей, можно получить значительные проблемы, включая поломку самого двигателя. В этой статье мы расскажем, почему возникают проблемы с турбиной, как их предотвратить, как происходит процесс ремонта, а также где можно отремонтировать турбину.

Причины выхода из строя турбокомпрессора

Почему турбокомпрессор может выйти из строя

Механизм турбокомпрессора использует выхлопные газы для сжатия и нагнетания воздуха в двигатель, и устанавливается в выхлопной системе между выпускным коллектором и выхлопной трубой. Турбокомпрессоры устанавливаются на бензиновые и дизельные двигатели, и различаются по температурным режимам работы. Бензиновая турбина работает при более высокой температуре, поэтому используются сплавы большей жаропрочности.

По статистике, турбокомпрессор чаще выходит из строя, чем другие части двигателя, потому что его работа зависит от исправности всей системы автомобиля. Турбина вращается до 250 000 оборотов в минуту и подвергается высокой температуре до 1000 градусов, поэтому зависит от безупречной работы систем охлаждения и смазки, топливной и выхлопной системы, а также системы вентиляции картерных газов.

Несмотря на то, что турбокомпрессор - достаточно надежное устройство, повреждения могут возникнуть по следующим причинам:

  1. Некачественное или загрязненное масло - моторное масло загрязняется сажей от сгорания топлива в процессе эксплуатации. Если двигатель еще может кратковременно работать на грязном масле, то для турбокомпрессора это смертиельный удар. Вал и подшипники при вращении испытывают значительную нагрузку, и даже небольшая частица может оставить царапины. Для турбированных двигателей необходимо использовать специализированное масло высокого качества, которое создаст хорошую масляную прослойку между валом и подшипниками, что исключит сухое трение и повышенный износ.
  2. Недостаточное количество масла - если масло не проходит через турбокомпрессор, температура внутри корпуса резко повышается, из-за чего масло начинает сворачиваться и приводить к закоксовыванию лопаток турбины. Это может произойти из-за неисправности масляного насоса, деформации трубок или недостаточного количества масла.
  3. Попадание инородных частиц - при всасывании воздуха в турбину могут попадать посторонние предметы, такие как песок, грязь, и насекомые. Это приводит к деформации и стачиванию лопастей турбины, которые могут засоряться отколовшимися фрагментами клапанов и свеч накала, кусочками герметика. Воздушный фильтр должен регулярно заменяться, чтобы избежать подобных ситуаций. Если трещины на коллекторе не удаляются вовремя, то это приводит к дисбалансу ротора, и замена турбины уже практически невозможна.
  4. Засорение выхлопной системы - для повышения экологичности двигателей на них устанавливают катализаторы и фильтры. Однако при наличии такой конструкции может возникнуть уменьшение проходимости выхлопа, создавая неблагоприятное давление на вал турбокомпрессора и повышенный износ подшипника. Катализатор должен меняться каждые 150 000 км.
  5. Несоблюдение условий эксплуатации - так называемые "холодные запуски" передвижения автомобиля с неогретым двигателем могут неблагоприятно повлиять на детали турбокомпрессора, поскольку он зависит от масла и доступа масла на детали. Также некоторые автомобилисты допускают большие интервалы между заменой масла (рекомендуется менять масло каждые 10 000 км).
Как отремонтировать турбину: подробное описание процесса

Как отремонтировать турбину: подробное описание процесса

Если у автомобиля стали проявляться следующие признаки: увеличенный расход масла, снижение производительности двигателя, посторонние шумы и «нездоровый» черный выхлоп, можно предположить, что у турбокомпрессора возникли проблемы. Но ремонт турбин двигателей не является простой задачей. Для ее решения требуется наличие специализированного оборудования и проведение комплексной диагностики. Наиболее качественный и надежный ремонт возможен, если обратиться в квалифицированный автосервис.

Как проходит процесс ремонта турбокомпрессора в технических центрах? Этот процесс состоит из следующих этапов:

  1. Полная компьютерная диагностика электронных узлов
    Специалисты проводят компьютерную диагностику для выявления ошибок и кодов неисправности с датчиков автомобиля.
  2. Осмотр турбины
    Турбину осматривают для проверки ее целостности. Они определяют, прослеживаются ли осевой люфт и потеря масла, а также оценивают состояние клапана вестгейта.
  3. Демонтаж и разборка турбокомпрессора
    Следующий шаг – демонтаж и разборка турбокомпрессора. Визуальная дефектовка проводится для выявления возможных неисправностей.
  4. Чистка турбины
    Разобранную турбину отправляют на чистку. Сначала ее отмывают в паровой высокотемпературной камере и в ультразвуковой ванне, чтобы снять все масляные отложения и выявить образовавшиеся трещины. Затем неповрежденные детали турбокомпрессора отправляют на обработку в пескоструйную камеру, где мощная струя мелкодисперсного песка удаляет все загрязнения и налет. В конце проводится полировка деталей.
  5. Сборка турбины
    Пройдя все этапы очистки, турбина отправляется на сборку. При необходимости вышедшие из строя детали заменяют на новые.
  6. Балансировка турбокомпрессора
    Турбокомпрессор проходит три этапа балансировки: сначала балансируется ротор, затем ротор с колесом и в последнюю очередь сам картридж.
  7. Тестирование турбины
    Далее турбина тестируется на специализированных стендах. Для имитации рабочих условий двигателя, турбокомпрессор вращают со скоростью до 180 000 оборотов в минуту при одновременной подаче масла под давлением. На данном этапе происходит выявление остаточного дисбаланса ротора.
  8. Анализ состояния актуаторов
    С помощью прибора-тестера анализируют состояние актуаторов – электронных или механических клапанов.
  9. Установка отремонтированной турбины и повторная компьютерная диагностика
    Отремонтированную турбину устанавливают на автомобиль и проверяют патрубки и интеркулер на герметичность с помощью дымогенератора. На всех этапах ремонта турбокомпрессора следует соблюдать идеальную чистоту, ведь даже мельчайшие частицы грязи могут привести к быстрому износу запчастей. В конце проводится повторная компьютерная диагностика.

Помимо общих этапов ремонта турбин, при работе с бензиновыми турбинами могут обнаруживаться неполадки в работе катализатора, что может происходить из-за его постепенного засорения продуктами переработки топлива. Вышедший из строя катализатор демонтируется, а затем может быть заменен на новый. Однако установка катализатора стоит довольно дорого, поэтому автовладельцы чаще предпочитают более бюджетный способ – перепрошивку блока управления двигателем после удаления агрегата. В процессе работы с турбинами дизельных двигателей сажевый фильтр также подвергается очистке и замене на новый.

Исправность клапана ЕГР также является важным условием для правильной работы турбокомпрессора. Клапан ЕГР отвечает за снижение уровня выбросов оксидов азота. Он также подвержен засорению, а причиной ухудшения его работы могут стать неисправность датчика положения или протечка охладителя системы. Регулярное обслуживание катализаторов, сажевых фильтров и клапанов ЕГР может значительно продлить срок службы турбокомпрессора и предотвратить многие возможные причины поломки.

Способен ли обычный автовладелец самостоятельно устранить неполадки в работе турбокомпрессора? Этот вопрос волнует многих автомобилистов. Некоторые считают, что для ремонта турбины нет необходимости обращаться в профильные сервисы и соответствующие мастерские. Есть возможность восстановления турбокомпрессора на своей территории. Для этого нужны элементарные знания автосервиса.

Важно понимать, что грамотное устранение неисправностей начинается с их обнаружения. Однако, без специального оборудования трудно предвидеть последствия своей работы. Ситуация может быстро выйти из-под контроля, и "домашний" ремонт превратится в вложение гораздо большей суммы денег.

Процесс обычного ремонта включает следующие этапы: демонтаж турбины, разборку, очистку, визуальную осмотр деталей, замену необходимых компонентов, сборку и монтаж. Конечно, можно справиться самостоятельно, но только в некоторых случаях. Например, если неполадка заключается в загрязнении и закоксовке деталей, то самостоятельное вмешательство может оказаться успешным.

Стоит учитывать, что при сборке без специализированного стенда, можно допустить ошибки в балансировке ротора и картриджа. Не менее важным является проведение компьютерной диагностики для точности определения общей картины неполадок.

Водитель, решивший перехватить инициативу и починить турбокомпрессор самостоятельно, должен тщательно взвесить все риски и сравнить с необходимостью затрат на ремонт у профессионалов. Неправильно собранная турбина может причинить значительный ущерб двигателю, даже до того, как последний выйдет из строя. Важно учесть, что даже имея хорошие знания в автомеханике, можно допустить ошибку, которая повлечет за собой еще большие неприятности.

К таким серьезным недостаткам можно добавить- отсутствие гарантий и высокий риск повреждения двигателя. Поэтому, оптимальным вариантом остается доверить автомобиль профессионалам. Лучше обратиться в сертифицированные автомастерские и избежать риска нанести ненужный вред собственному автомобилю.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *