Мерчандайзинг как искусство стимулирования продаж: от постановки задач до выбора эффективных технологий

Мерчандайзинг как искусство стимулирования продаж: от постановки задач до выбора эффективных технологий

Аксиомой двадцатого века остается высказывание: "реклама – двигатель торговли". Но современным производителям и ритейлерам становится понятно, что запустить партию рекламы – недостаточно для поддержки, роста и стимулирования продаж. В этом случае на помощь приходит мерчандайзинг, комплекс мер первостепенной важности, направленных на увеличение продаж.

Значимость мерчандайзинга в продажах

Искусство продаж вовсе не простое дело. Это обладание умением убедительно показать товар и заявить о нём наиболее выгодный и интересный образ. Мерчандайзинг - это целый комплекс технологий выкладки продуктов на полках, взаимодействия с покупателем и привлечения внимания к вашему товару. До недавних пор действовало правило простоты. Покупатель приходил в магазин, чтобы приобрести заранее определенные вещи. Но сейчас, кроме продуктов с обычной логотипом, в каждом из супермаркетов присутствует несколько десятков брендов, и задача грамотного мерчандайзера помочь покупателю выбрать наиболее подходящий именно ему товар.

В России понятие мерчандайзинга появилось не так давно, но продавцы быстро осознали, что игнорирование этого метода коммуникации с клиентом неоправданно. Владельцы торговых точек также заметили, насколько быстро увеличиваются продажи там, где соблюдаются правила выкладки продукта. Эти правила весьма просты. Все они учитывают тот факт, что большинство покупателей, посетивших магазин, не имеют времени на анализ характеристик каждого продукта или выслушивание мнения продавца о покупке продукта. Следовательно, такого покупателя можно заинтересовать только путем правильной экспозиции, которая включает правильную выкладку товара в торговой точке. Качественная выкладка возбуждает в человеке желание купить товар немедленно. При использовании правильных технологий удачный результат легко произведет впечатление даже на опытного покупателя. По данным Международной ассоциации рекламы, продажи увеличиваются на 300% в магазинах, в которых соблюдаются правила мерчандайзинга.

Статья о мерчандайзинге: задачи, цели и принципы

Одной из основных целей мерчандайзинга является увеличение продаж, как и в любой другой рекламной кампании. Привлечение клиента к продвигаемому товару – залог успешных продаж. Но помимо этого, важной задачей также считается продвижение бренда продукта в торговых точках и формирование лояльности у покупателя к бренду, производителю или отдельно взятой торговой точке.

Как достичь успеха в мерчандайзинге? Рассмотрим несколько простых принципов:

  1. Обеспечить четкую логистику: необходимо определить нужное количество товара на конкретный период времени для каждой торговой точки, продумать запасные каналы доставки в случае срочной необходимости (например, при неожиданном раскупании товара на витринах).
  2. Уделять внимание представлению товара: следует продумать детали торгового оборудования, рекламного материала и правильной выкладки товара в торговом зале. Визуальное восприятие потенциальным клиентом – это очень важная составляющая успешных продаж.
  3. Создать правильную атмосферу: не следует недооценивать такие детали, как звуковой фон, освещение, температура воздуха и аромат в магазине. Все эти моменты создают общее впечатление от посещения магазина, могут оставить положительный след и быть причиной повторного визита в этот магазин.

Мерчандайзинг – это абсолютно неотъемлемый элемент успешного бизнеса в современных реалиях розничной торговли. Без правильной выкладки товара, яркого визуализационного оформления и продуманной атмосферы в торговом зале, трудно ожидать хороших продаж.

В данном виде мерчандайзинга особое внимание уделяется оптимизации процессов и максимальной эффективности работы. Технический мерчандайзинг включает в себя использование специальных устройств для подъема и перемещения тяжелых товаров, оптимизацию пространства на складах, а также программное обеспечение для управления выкладкой товаров в магазинах. Промотехника - это различные виды рекламных материалов, используемых в магазинах. Это может быть баннер, дисплей, рекламный стенд, прикрепленный к товару. Промотехника не только привлекает внимание к товару, но и помогает покупателю лучше ориентироваться в магазине. Каждый вид мерчандайзинга имеет свойственные особенности и характеристики, но все они направлены на развитие продаж и удовлетворение потребностей покупателей. Успешный мерчандайзинг - это ключевой элемент успешной продажи.

Мерчандайзинг – это важный элемент процесса продаж. Инструменты мерчандайзинга включают в себя все, что находится внутри торгового зала и имеет отношение к продажам. К ним можно отнести дизайн магазина, торговое оборудование, грамотно спланированный поток покупателей, униформу персонала и рекламные материалы.

Однако, чтобы эти инструменты работали эффективно, необходима подготовительная работа. На этапе подготовки создают планограмму, которая разрабатывается с учетом предпочтений необходимого сегмента целевой аудитории. В планограмме учитываются характеристики товара и методы его выкладки на полках магазина.

Горизонтальная выкладка означает, что товары на полке располагаются таким образом, чтобы привлечь клиентов к не очень популярным товарам. Продукты чередуются, тем самым вызывая у посетителей желание купить их.

Вертикальная выкладка представляет собой размещение однородных товаров на одинаковых стеллажах и в несколько рядов. Негабаритную продукцию ставят на верхние полки, а более крупные товары – на нижние. Это обеспечивает удобство покупателям любого роста. Вертикальная выкладка эффективно “работает” в просторных торговых залах.

Дисплейная выкладка представляет собой обустройство дополнительных точек продаж. Это может быть стойка, стенд и т.д, где нужные товары представлены в самом выгодном ракурсе.

Важную роль играет правильное зонирование торговых площадей. Это делается для того, чтобы посетитель, войдя в магазин, смог охватить взглядом максимально большую часть торгового пространства. Так, например, вход в магазин должен быть свободным, и чем больше площадь торгового зала, тем больше должна быть входная зона. Чтобы покупатели последовательно осмотрели все отделы в магазине, их стоит направить против часовой стрелки.

К POS-материалам мерчандайзинга можно отнести инструменты, которые помогают покупателям выбрать нужный товар. К таким инструментам относятся ценники, листовки и буклеты, мониторы и дисплеи, шелфтокеры, стоп-шелфы, плакаты и джумби – увеличенные копии товаров.

Мерчандайзинг впервые появился в США в период Великой депрессии. Владельцы торговых точек поняли, что магазины должны быть не только красивыми и удобными, но и функциональными, чтобы приносить максимальную выручку с единицы торговой площади. Как и прежде, на сегодняшний день мерчандайзинг играет важную роль в увеличении продаж и оказывает влияние на предоставление правильной информации о товарах в торговых залах.

При организации мерчандайзинга в магазине используются ряд эффективных технологий, которые применяются вне зависимости от типа товаров и размеров торговых точек.

Одной из таких технологий является "золотая полка". Исследования показали, что покупатели обращают внимание на витрину, расположенную на 15-20 см ниже уровня их глаз. Поэтому перед размещением товаров на "золотой полке" необходимо определить целевую аудиторию, учитывая возраст, пол и рост покупателей. Например, в случае продажи игрушек, стоит рассчитывать высоту "золотой полки" с учетом роста детей.

Другой важный аспект, который следует учитывать при организации мерчандайзинга, это "фокусный пункт". Продвигаемые товары лучше всего выкладывать в центре витрины или справа от нее, поскольку именно там находится самый привлекательный для покупателей сегмент.

"Движение глаз" - покупатели рассматривают товары аналогично чтению книг, скользя глазами от "эпиграфа" в правом верхнем углу, затем они активно смотрят на товары слева направо и сверху вниз.

"Визуальное восприятие" - покупатели особенно привлекаются к товарам, которые расположены на высоте 30 градусов от центральной точки фокуса взгляда.

"Обратные часы" основаны на том факте, что большинство людей - правши, и поэтому они двигаются в магазине против часовой стрелки.

"Золотой треугольник" – это пространство между входом в магазин, кассами и точкой с наибольшим количеством продаж. Чем больше это пространство, тем выше вероятность успешных продаж.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *