Какая страховая компания лучше?
Как правильно выбрать страховщика и определить, какая страховая компания является лучшей? Этим вопросом задаются как новички-страхователи, так и бывалые владельцы полисов, имеющие негативный опыт общения со страховыми компаниями. Возможно, они сталкивались с ситуациями, когда не получали выплату после наступления события, которое не является страховым случаем в соответствии с купленным полисом. Также бывает, что клиент прав, но не может быстро или в полном объеме получить выплату. Поэтому рассмотрим общие принципы, которые помогут подобрать надежного страховщика, готового исполнить свои обязательства.
Конечно, люди принимают решения на основе субъективных факторов, например, близости филиала страховой компании, низкой стоимости полиса, убеждения и компетентности страхового агента. Однако ни один из этих факторов не должен быть определяющим.
В первую очередь важна надежность страховой компании и ее готовность оперативно исполнить взятые на себя обязательства. Надежность означает, что даже в самый неблагоприятный период страховщик будет в состоянии производить выплаты, не обанкротится. Оперативность исполнения обязательств гарантирует своевременную выплату по условиям полиса.
Также рекомендуется провести анализ на основе открытой информации, которая размещена на официальных сайтах страховых компаний и на профильных независимых ресурсах, таких как форумы, порталы рейтинговых и информационно-аналитических агентств, блоги и группы социальных сетей. Кроме того, можно поинтересоваться у друзей, коллег и родственников об их опыте сотрудничества со страховыми компаниями.
Однако выбор подходящего страховщика осложняется количеством присутствующих на российском рынке страхования компаний, которых сегодня более сотни. Поэтому самостоятельно провести ранжирование такого количества страховщиков весьма затруднительно. Чтобы выяснить, какая страховая компания лучше, можно обратиться к независимым информационным, экономическим и рейтинговым агентствам, объединениям страховщиков и другим источникам, которые публикуют рейтинги страховых компаний и их деятельности ежегодно или ежеквартально. Можно полагаться на такую информацию с высоким уровнем доверия.
Оценка того, какую страховую компанию выбрать, может стать весьма проблематичной задачей. Однако, основывая свой выбор на массивных аналитических данных, можно избежать многих неприятностей, связанных с рискованными инвестициями. На помощь в этом вопросе приходит крупнейшее рейтинговое агентство России – «ЭКСПЕРТ РА». Оно поможет проанализировать деятельность страховых компаний, опираясь на многие показатели. Рейтинговые оценки основываются на числе факторов, каждому из которых присваивается вес, т.е. относительная значимость показателя по сравнению с другими.
Внешние факторы оцениваются по таким параметрам, как размерный фактор (величина активов, собственных средств, размер уставного капитала, совокупной страховой премии); положение компании в отдельных сегментах рынка; корпоративное управление и география присутствия.
Страховой бизнес оценивается по следующим параметрам: страховой портфель (диверсификация и стабильность страхового портфеля, прибыльность по видам страхования, относительная величина рисков и параметры портфеля входящего перестрахования); база клиентов (размер клиентской базы, каналы распространения полисов, доля партнеров по перестрахованию); перестраховочная политика.
Финансовые показатели оцениваются по параметрам ликвидности и платежеспособности, доходности и убыточности, инвестиционной политики.
Несмотря на обширность «ЭКСПЕРТ РА», краткая методика агентства на практике производит рейтинги, которые сложно объективно оценить, даже с помощью математических и социологических методов анализа.
Поэтому рейтинги, основанные на «народном» голосовании, которые по своему способу, имеют недостатки, такие как субъективный подход и нерепрезентативность выборки. Комментарии, которые относятся к какой-либо страховой компании следует рассматривать с большой долей скептицизма, так как у каждой страховой компании среди клиентов есть как поклонники, так и противники, поэтому невозможно надежно измерить количество той и другой группы. Наиболее важным аспектом стоит считать общее мнение о лидерах российского страхового рынка.
Одна из крупнейших страховых организаций в России - ВТБ Страхование, была основана в 2000 году и в настоящее время является системно значимой компанией. Ее филиалы расположены в 114 городах по всей России. Известное рейтинговое агентство Standard&Poor's присвоило ей самый высокий долгосрочный кредитный рейтинг и рейтинг финансовой устойчивости BB+ (или ruAA+ по национальной шкале). В 2015 году «ЭКСПЕРТ РА» назвал ВТБ Страхование одной из самых надежных страховых компаний с рейтингом А++ (чрезвычайно высокий уровень надежности).
Компания предоставляет своим клиентам широкий спектр страховых продуктов и услуг, таких как страхование имущества физических лиц, страхование жизни и здоровья, страхование путешественников, инвестиционное страхование жизни, страхование имущества юридических лиц, добровольное медицинское страхование (ДМС) и др. Необходимо отметить, что некоторые клиенты жалуются на длительные сроки рассмотрения выплатных дел.
Общее мнение о ВТБ Страхование среди клиентов является благоприятным, называя ее бесконфликтной, надежной и достойной страховой компанией. Однако услуги этой компании не являются самыми дешевыми на рынке. Тем не менее, значительное число клиентов предпочитают именно ее, особенно тех, кто имел негативный опыт с другими, более "дешевыми" страховщиками.
Страховая группа "Росгосстрах", основанная давно и являющаяся крупнейшей в России, имеет большое количество филиалов в регионах. Она заняла первое место в рейтингах по страховым премиям, резервам и активам, по данным экспертов агентства "ЭКСПЕРТ РА". Кроме того, Национальное рейтинговое агентство подтвердило ее рейтинг надежности в 2014 году на уровне ААА и А++.
Компания проводит страхование различных категорий клиентов, как физических (ОМС), так и юридических лиц (КАСКО, страхование выезжающих за рубеж и т.д.). Однако, в некоторых регионах отмечены нарушения антимонопольного законодательства со стороны компании, в том числе принуждение клиентов к покупке дополнительных страховых услуг. Была даже отозвана лицензия на осуществление ОСАГО на некоторое время.
Клиенты часто жалуются на длительное ожидание выплат, множественные отказы без решения суда, а также значительно заниженные суммы ущерба после оценки. При этом клиенты подчеркивают, что легко и быстро можно найти офис компании, а также, что существует огромное количество страховых агентов для любых запросов.
Компания СПАО "РЕСО-Гарантия" была основана в 1991 году и на данный момент является одной из ведущих страховых компаний в России. В ее структуру входит более 760 филиалов и офисов продаж, а также 19 000 независимых агентов. Клиентский пул компании составляет 10 миллионов юридических и частных лиц, а также она имеет лицензию на проведение более 100 видов страховых услуг.
Среди приоритетных видов деятельности "РЕСО-Гарантия" можно выделить автострахование, ДМС, страхование имущества физических и юридических лиц, ипотечное страхование. Компания также может похвастаться высоким кредитным рейтингом Standart&Poor's, которому был присвоен рейтинг ВВ (ruAA).
Однако, как и большинство страховых компаний, "РЕСО-Гарантия" сталкивается с отрицательными отзывами со стороны клиентов. Это в основном вызвано тем, что люди больше склонны оставлять отзывы в тех случаях, когда у них возникли проблемы. В то же время, есть филиалы и офисы продаж компании, в которых работают профессионалы своего дела и соблюдаются все необходимые стандарты обслуживания клиентов. Одним словом, как везде, есть свои плюсы и минусы.
Одна из самых крупных страховых компаний в России - Страховая группа «СОГАЗ», также является системно значимой. Второе место по сумме страховых премий в России занимает именно эта компания. Группа включает в себя девять страховых и обслуживающих компаний в РФ и за рубежом. Более 14 миллионов человек и 40 тысяч юридических лиц застрахованы в «СОГАЗ». Кроме страхования и перестрахования в сфере интересов компании – спонсорство («СОГАЗ» – партнер и страховщик чемпионата Континентальной хоккейной Лиги).
Есть однако определенный процент недовольных клиентов, которые оставляют претензии на страничке «СОГАЗ»: компания, как и в случае с «Росгосстрахом», получает немало жалоб на навязывание менеджерами дополнительных услуг и отказ продавать полис ОСАГО без страхования жизни.
На странице отзывов о СГ «СОГАЗ» заметно, что приблизительно 45% высказались положительно, а 55% были негативны. В качестве плюсов граждане обычно отмечают оптимальное соотношение цены и качества (в частности, по полисам КАСКО). Однако человеческий фактор, как и в большинстве крупных СК, не уступает своих позиций. Одни филиалы обслуживают на высоком профессиональном уровне, сервис в других – оставляет желать лучшего.
Компания «АльфаСтрахование» была создана в 1992 году и сейчас является одним из крупнейших страховщиков с широким спектром услуг для физических и юридических лиц. «АльфаСтрахование» предлагает более сотни услуг, включая страхование имущества и жизни. У компании есть около 400 региональных представительств, благодаря которым более 22 миллионов частных лиц и 435 тысяч компаний уже воспользовались услугами «АльфаСтрахования». Еще одним подтверждением финансовой надежности компании является рейтинг ВВ (ruAA), подтвержденный международным агентством Fitch Ratings в 2015 году.
Однако, согласно отзывам клиентов, три из пяти обладателей полисов категорически недовольны обслуживанием и/или возмещением убытков. Большинство жалоб касаются низкого уровня возмещения убытков и скрытых условий, указанных в полисах. Тем не менее, есть благодарственные отзывы, в которых утверждается, что компенсация была больше, чем стоимость ремонта автомобиля.
Компания "Согласие" - один из крупнейших российских страховых операторов, основанная в 1993 году. Она занимает место в ТОП-10 национальных страховщиков и оперирует региональной сетью из 126 офисов в Москве и Московской области, 75 филиалов, 132 отдельных региональных офисов и 135 удаленных рабочих мест. Такое масштабное наличие подразделений обеспечивает возможность охвата клиентов практически по всему Российскому федеральному округу.
Однако, компания не пострадала от критики, которой была подвергнута в финансовых кругах. Критика заключалась в частом смене топ-менеджеров, что приводило к понижению репутации организации.
Также, были преобладающие отзывы о компании, свидетельствующие о неквалифицированной работе call-центра, медленных выплатах, неудовлетворительно низких (в 5-6 раз) размеров возмещения ущерба, и трудности со связью. Из позитивных отзывов можно отметить низкие цены на КАСКО и возможность бесплатных консультаций и общения с представителями компании по телефону вне зависимости от сроков после ДТП.
Компания САО ВСК уже более 20 лет занимается предоставлением широкого спектра страховых продуктов и услуг как частным, так и корпоративным клиентам. Ее региональная сеть насчитывает 600 филиалов и пунктов страхования. Эта компания страхует 10 млн человек и 125 тыс. предприятий, причем ее уставный капитал составляет 3,2 млрд рублей.
Сотрудники ВСК уделяют внимание перестраховочной защите своего страхового портфеля. Также стоит отметить, что компания в большей степени ориентирована на работу с юридическими лицами, что может быть причиной низкого уровня народного доверия к компании. Пока что удовлетворенность ее сервисом не превышает трети населения.
ООО «Группа Ренессанс Страхование» было основано в 1998 году как частная страховая организация и сейчас относится к категории системно значимых страховых компаний в РФ. Еще в 2014 году предприятию был присвоен рейтинг надежности А++ от известного эксперта в области страхования «ЭКСПЕРТ РА».
Более чем 500 тыс. человек и тысячи организаций были застрахованы в ООО «Группа Ренессанс Страхование». Среди партнеров организации находятся свыше 700 различных медицинских учреждений и больниц, ведущие дилеры автомобилей и компании, занимающиеся туризмом.
Как отмечено в отзывах о СГ «Ренессанс Страхование», компания предлагает недорогие полисы. Однако, есть минусы – сложность в возмещении даже незначительных убытков и сервис обслуживания на низком уровне.
Фото: freepik.com