Как выбрать CRM-систему и нужна ли она вашему бизнесу?
CRM-системы представляют собой неповторимый инструмент в области управления взаимоотношениями с клиентами и автоматизации бизнес-процессов компании. Они позволяют организовать клиентоориентированный бизнес и значительно увеличить прибыль благодаря компетентному внедрению. Если вы задумались о том, чтобы внедрить CRM-систему в свою компанию, то вы на верном пути.
Хорошая CRM-система является ключевым фактором в разработке маркетинговой стратегии и анализировании рынка, а также при автоматизации бизнес-процессов. Она позволяет строить клиентоориентированную модель бизнеса, что ведет к увеличению продаж и прибыли.
Однако, для успешного внедрения CRM-системы важно правильно выбрать соответствующий программный продукт, способный решать множество задач, включая отслеживание и анализ взаимоотношений с клиентами.
Если вы хотите, чтобы ваш бизнес приносил постоянный доход и развивался, а также повысить эффективность компании, то стройте клиентоориентированный бизнес, оптимизируйте процессы и автоматизируйте рутинные операции. Юридическое сопровождение бизнеса, а также сотрудничество с консалтинговой компанией также могут помочь в решении сложных бизнес-задач.
Ключевым активом любого бизнеса являются клиенты, поэтому изучение и анализ взаимоотношений с ними является важным фактором успешного развития компании. В конечном итоге, внедрение CRM-системы – это необходимость, не столько вопрос выбора, сколько вопрос правильного выбора программного продукта.
CRM – это аббревиатура, которая расшифровывается как Customer Relationship Management (управление взаимоотношениями с клиентами). Она описывает стратегию, целью которой является клиентоориентированное развитие компании. Чтобы успешно реализовать эту стратегию, необходимо точно знать, кто является клиентом компании, что его интересует, чего он ожидает и откуда приходит. В данном случае на помощь приходят CRM-системы – комплексные решения, включающие технологии и организационные практики, которые позволяют компании собирать, обрабатывать и хранить все данные о клиентах. С их помощью возможно проследить историю взаимоотношений клиента и компании, проанализировать пожелания клиентов и создать универсальный портрет потребителя. Все это делается, чтобы продавать клиентам именно то, что им нужно, и удерживать их.
Хотя российский рынок CRM-систем не так велик, как зарубежный, на начало 2016 года было известно о работе около сорока компаний, которые занимаются созданием CRM-решений для бизнеса, ставят их в эксплуатацию и оказывают соответствующие консультации.
Согласно данным Tadviser.ru, общий объем рынка софта, используемого для управления взаимоотношениями с клиентами, в 2015 году вырос на 12,3% и достиг $26,3 млрд. Причем наиболее быстро растущим CRM-решением является автоматизация управления продажами.
Зачем нужны CRM-системы
CRM-системы в бизнесе играют важную роль. Главной целью такой системы является систематизация и упорядочивание информации о клиентах в единой базе данных, доступной всем сотрудникам компании. С помощью CRM-системы можно решить ряд задач, таких как управление маркетинговыми кампаниями и сигналами о проблемах, целевая сегментация аудитории, планирование и администрирование продаж, привлечение и удержание новых клиентов, быстрое исполнение торговых документов и оперативное предоставление необходимой информации для торговых агентов.
Помимо этого, CRM-системы облегчают работу компании в формировании базы клиентов, подготовке первичной бухгалтерской документации, формировании отчетов, составлении списков необходимых звонков и рассылке уведомлений, а также фиксируют входящие обращения.
CRM-системы могут увеличить эффективность работы компании на 50%, время руководителя сократится на 80%, а продажи повысятся на 20%. Однако, самое главное преимущество – это получение руководством компании данных о поведении клиента и понимание, чем ему нравится, а что нет и какие меры нужно принять, чтобы клиент был довольным и вернулся к вам в будущем.
Данные компании, использующие CRM-системы, говорят о том, что они стали выполнять план продаж стабильно (65%). Она наиболее востребована в таких отраслях, как электронная торговля, товары FMCG, страхование, банки и финансовые услуги, туризм, розничная торговля, фармацевтика и медицинское оборудование, телеком.
Для примера можно привести успешное внедрение CRM-решения сетью кофеен Costa Coffee в Великобритании, которое увеличило посещения на 47% и доход в размере 21 млн. фунтов.
Классификация CRM-систем: разбираем характеристики каждого типа
CRM-системы различаются друг от друга по назначению, способу организации, уровню обработки информации и степени индивидуального решения. Рассмотрим подробнее каждую категорию для более глубокого понимания назначения CRM-систем.
По назначению системы могут быть следующие:
- Для управления продажами
- Прогнозы и анализ продаж
- Управление контактами
- Анализ прибыли и убытков
- Для управления маркетингом
- Анализ результатов проведения маркетинговых кампаний
- Для управления клиентским обслуживанием и call-центрами
- Обработка обращений
- Фиксация и дальнейшая работа с ними
По уровню обработки информации CRM-системы делятся на три типа:
- Операционные CRM-системы используются для оперативного доступа к информации по конкретному клиенту в ходе процесса продажи или обслуживания.
- Аналитические CRM-системы используются для анализа различных данных, относящихся как к самому заказчику, так и к деятельности фирмы.
- Коллаборативные CRM-системы предоставляют клиентам возможность влиять на внутренние процессы компании в целом.
По способу организации CRM-системы делятся на два основных типа:
- Облачные CRM-системы (SaaS) хранят всю информацию в облачных сервисах. Такой тип CRM-систем отлично подходит для малого и среднего бизнеса, поскольку не требует расходов на дополнительное оборудование и технический персонал, а также положительно оцениваются за простоту использования.
- Standalone CRM-системы выбираются компаниями, у которых есть собственный сервер. В отличие от облачных технологий, такой тип CRM-систем позволяет полностью адаптировать систему под свои нужды.
По степени индивидуальной настройки CRM-системы можно разделить на две категории:
- Индивидуальная CRM, при создании которой не используются готовые продукты. Такие системы предоставляют уникальные предложения, которые отвечают всем требованиям клиентов. Эту услугу предлагают КСК групп, «РСМ Русь», «ФБК Грант Торнтон».
- Адаптированное коробочное решение, которое может использоваться практически всеми компаниями. Примеры таких программ включают Microsoft Dynamics CRM от компании «Майкрософт» и 1C CRM от компании 1С.
Как правильно выбрать систему CRM?
Определение целей и задач, которые нужно решать с помощью CRM-системы, является первоочередной задачей при выборе подходящей программы. Необходимо провести исследование рынка CRM-систем, выбрать из разнообразия программ ту, которая наиболее соответствует требованиям вашего бизнеса. Не стоит забывать о расходах на внедрение системы и сотрудничество с компаниями, профессионально предоставляющими услуги данного рода.
Также необходимо учесть функциональные возможности и бюджет, который вы готовы вложить в систему. На основании этих данных можно принять решение о том, нужно ли создавать индивидуальную программу или использовать уже готовый вариант. В любом случае, удобство использования и наглядность предоставления информации являются важными критериями при выборе системы CRM. Вы должны иметь возможность легко и быстро анализировать и выполнять необходимые задачи.
Система под бизнес или бизнес под систему? Мнение эксперта
При выборе между готовой CRM-системой на базе стандартных модулей и заказом индивидуально разработанной системы, необходимо учитывать особенности своего бизнеса и текущую стадию его развития. Об этом нам рассказывает эксперт КСК групп.
Использование готовых программных продуктов может привести к непредвиденным расходам и потере времени, особенно, если бизнес только находится на стадии роста. Поэтому, для максимальной эффективности, рекомендуется заказать индивидуальную CRM-систему у специалистов КСК групп. Это позволит получить решение, созданное специально под нужды и задачи конкретного предприятия, и не переплачивать за невостребованный функционал.
Специалисты КСК групп гарантируют максимально сжатые сроки внедрения системы с параллельным обучением персонала и устранением ошибок. Также, имеется качественная интеграция с внешними базами данных, KPI, телефонией, электронной почтой. Разрабатываются формы для удобного внесения данных и ведения отчетности, а CRM-систему можно установить на всех устройствах корпоративной сети, а также в виде мобильных приложений для смартфонов и планшетов.
Система управления «Первая форма» от компании КСК групп – это не только минимизация рисков, но и увеличение точности планирования на 40%, увеличение общей эффективность на 50% и экономия времени управляющего на 80%. КСК групп уже имеет множество успешных опытов автоматизации предприятий с помощью системы «Первая Форма».
Фото: freepik.com