28.01.2023

Ученые сделали сенсационные заявления о ядре Земли

Внутреннее ядро Земли приостановилось и, кажется, сейчас начинает вращаться в другую сторону. По крайней мере, на это указывает анализ сейсмических волн после крупных землетрясений. Исследование было проведено учеными из Китая, а на этой неделе в авторитетном журнале Nature Geoscience были опубликованы его результаты. Статья вызвала бурную дискуссию в научной среде.

Еще в середине 90-х ученые установили: внутреннее ядро Земли, раскаленный железный шар размером с Луну, вращается в собственном темпе – чуть быстрее, чем остальная часть планеты. А новое исследование, которое возглавил геолог из Пекинского университета Сяодун Сун, предполагает, что примерно в 2009 году ядро замедлилось, на некоторое время его вращение синхронизировалось с поверхностью Земли, а теперь и вовсе отстает от него.

Вся информация получается косвенными методами, в данном случае с помощью изучения сейсмических волн, вызванных землетрясениями. Отсюда и жаркие споры вокруг этой темы. О ядре мы знаем очень мало, образцы вещества из центра планеты недоступны. Дело в том, что физически добраться до центральной части планеты человечество пока не в силах.

Ядро, представляющее собой шар из раскаленного железоникелевого сплава, залегает на глубине 2 900 километров. Оно состоит из твердой внутренней части и жидкой внешней. Температура на его поверхности достигает 6 тысяч градусов Цельсия, а давление в центре ядра около 4 миллионов атмосфер. Геологи считают, что энергия, выделяемая внутренним ядром, заставляет двигаться жидкость во внешнем слое, генерируя электрические токи. Они, в свою очередь, и создают магнитное поле, защищающее планету от разрушительного космического излучения.

Китайские ученые изучили записи сигналов от "двойных землетрясений" – так называемых дублетов. Сейсмические волны от них распространяются из общего эпицентра и имеют почти идентичные колебания. Из-за небольшой разницы во времени обычно они проходят через различные области внутреннего ядра. Что, собственно, и подтверждает его вращение. Однако в 2009 году эти различия исчезли. Исследователи связали это с остановкой внутреннего ядра. А более поздние данные вообще косвенно свидетельствуют о начале вращения ядра в обратном направлении .

Авторы предполагают, что цикл вращения ядра может составлять около 70 лет со сменой направления раз в 35 лет. Результаты исследования очень любопытны, однако требуют серьезных проверок и подтверждений. Изучение ядра Земли чрезвычайно важно, прежде всего, для понимания природы земного магнетизма, который Эйнштейн еще больше века назад называл одной из пяти главных загадок физики.

"Эти результаты получены в процессе очень тонких наблюдений за сейсмичностью Земли. И точность этих наблюдений сопоставима с самой величиной, поэтому и сами авторы пишут, что "возможно". Вот они нащупали эту особенность, они вроде как ее почувствовали, но сами они еще не полностью уверены в том, что вот эта точность определения относительного вращения внутреннего ядра и внешних оболочек достаточно надежна", – объясняет Роман Веселовский, профессор геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор геолого-минералогических наук.

Научные дебаты вокруг поведения ядра продолжаются. Действительно ли оно остановилось и начинает вращение в другую сторону? Как это повлияет на процессы, протекающие на поверхности Земли, например, на то же глобальное потепление? В общем, непочатый край работы для исследователей.